Блоги

Корреспондент

Гибридный "евроремонт" Донбасса

Гибридный "евроремонт" Донбасса

Сколько денег нужно на восстановление Донбасса? Вопрос типа - "сколько стоит килограмм еды?", поскольку считать можно разное и по-разному. Издание ZN.UA начало публиковать цикл материалов, в котором проводит мониторинг этих процессов.

Если речь идет о средствах только на восстановление инфраструктуры, то сумма, по отчетам международных доноров, потянет на $1,5 млрд. А можно калькулировать малообъяснимое "полное возрождение экономики региона", и тогда сумма возрастет на порядок. А то и больше, если считать по принципу "от обеда до забора". Поэтому вице-премьер Геннадий Зубко называет $15 млрд., а донецкий губернатор Павел Жебривский - 20 млрд.

Пока члены правительства считают и неспешными довоенными темпами принимают решение, сотни миллионов евро и долларов, миллиарды гривен уже осваиваются на Донбассе. Средства на восстановление и развитие инфраструктуры, на помощь его жителям поступают из разных источников - из государственного и местных бюджетов, от международных доноров и по Плану гуманитарного реагирования ООН. Это гранты и безвозвратная помощь, а также кредиты, которые нужно будет возвращать.

При этом единого центра аккумуляции этих средств, единого центра координации их использования и контроля (как, собственно, и единого плана восстановления инфраструктуры Донецкой и Луганской областей) нет. Данные об объемах финансирования донорских программ находим на сайте Министерства по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц (МинВОТ), на портале Open Aid Ukraine Министерства экономического развития и торговли, где есть информация о действующих и уже завершенных проектах международной помощи на всей территории Украины и в регионах.

В этом году в Минэкономики зарегистрированы около десятка новых проектов, которые реализуются в Донецкой и Луганской областях, на общую сумму 20,15 млн. евро. В отчетах правительства за два последних года также есть данные о средствах, привлеченных на восстановление инфраструктуры Донбасса, о разных программах помощи переселенцам и пострадавшим жителям региона.

В 2015 году, согласно данным отчета, правительство привлекло около 1,3 млрд. евро. В 2016 - "для восстановления социальной устойчивости, развития мира и общественной безопасности" правительство привлекло $126,8 млн.

Кроме этого, по Плану гуманитарного реагирования ООН на 2016 год, доноры выделили $97,8 млн., а Международный комитет Красного Креста предоставил гуманитарную помощь на сумму около $62 млн.

Таким образом, за 2016 год на восстановление инфраструктуры и помощь людям доноры предоставили $286,6 млн. То есть, сумма привлеченных в 2015-2016 гг. средств иностранных доноров уже перевалила за $1,5 млрд., в которые общая миссия ЕС, ООН и Всемирного банка оценила ориентировочный объем финансовых нужд на выполнение Программы "Восстановление и развитие мира в восточных регионах Украины". Этих средств должно было бы хватить на финансирование трех компонентов целевой программы: инфраструктура и социальные услуги; восстановление экономики и социальная устойчивость; развитие мира и общественная безопасность. Реализовать ее должны в пяти областях (формула 2+3) - Донецкой, Луганской и областях, где поселилось больше всего перемещенных лиц (Днепропетровской, Харьковской, Запорожской). 

В сентябре прошлого года глава МинВОТ Вадим Черныш, анонсировал важные для успешной реализации этой программы меры: создание мультитрастового фонда восстановления Донбасса, утверждение целевой государственной программы и запуск открытой онлайновой платформы, которая будет аккумулировать информацию обо всех привлеченных на восстановление Донбасса средствах (донорских и государственных), позволит контролировать ход реализации проектов, их исполнителей и фиксировать результаты. Ни одна из них на сегодняшний день не выполнена. Государственная программа не утверждена.

Меморандум о создании целевого фонда партнеров представители правительства, ООН и Всемирного банка подписали еще в октябре 2016-го, однако фонд не функционирует до сих пор, хотя необходимые для него запуска $2 млн. нашли - их в равных частях предоставили правительства Швеции и Канады. Не реализована до конца и идея создать онлайн-ресурс, который, как надеялся министр, позволит видеть картину восстановления Донбасса в целом, получать информацию от всех доноров, реципиентов и исполнителей и предоставлять ее обществу.

И, самое главное, само Министерство по вопросам оккупированных территорий как ответственный исполнитель государственной программы должно было бы мониторить реализацию всех проектов. Портал экономического и социального восстановления Донбасса (так называется ресурс, аккумулирующий информацию по всем проектам) в министерстве обещают активировать в ближайшие месяцы: он фактически готов, имеет большой массив информации - вплоть до снимков построенных объектов. Но пока что собирать информацию о том, как и кем тратятся средства при восстановлении инфраструктуры Донбасса по разным программам и из разных источников, приходится вручную. И не только журналистам. Как свидетельствуют первые исследования, усилия того стоят.

"Лишние" деньги

В июле 2016-го бюджеты Донецкой и Луганской областей получили около 3,8 млрд. грн. Что это за деньги? Это остатки средств, которые были на казначейских счетах органов местного самоуправления населенных пунктов, оказавшихся на неподконтрольной правительству территории Донбасса.

В июне 2016-го ВР Украины внесла изменения в Бюджетный кодекс, по которым временно, до возвращения этих населенных пунктов под контроль Украины, остатки средств местных бюджетов будут зачисляться в специальный фонд областных бюджетов Донецкой и Луганской областей. По закону их следует использовать на восстановление объектов социальной и транспортной инфраструктуры, жилого фонда, систем обеспечения жизнедеятельности (включая их содержание) и социально-экономическое развитие Донецкой и Луганской областей.

Перечни таких объектов утверждают ОВГА по согласованию с комитетом ВР Украины по вопросам бюджета. Уже в следующем месяце Казначейство перечислило остатки средств местных бюджетов: Донецкая область получила 2,84 млрд. грн., Луганская - 1,029 млрд. Тогда же главы ОВГА своим распоряжением утвердили Перечень объектов и мер, на которые должны пойти полученные средства, и согласовали их с парламентским бюджетным комитетом. Донецкий перечень к началу года насчитывал 584 объекта, луганский - 151.

Со времени перечисления миллиардов идет уже десятый месяц, но, как свидетельствуют данные, полученные в МинВОТ, их, мягко говоря, не спешат тратить - в Донецкой области средства специального фонда использовали лишь на 13,8%, в Луганской - на 21%. То есть львиная доля средств, перечисленных двум прифронтовым областям, имеющим огромную потребность в восстановлении социальной, транспортной инфраструктуры и жилого фонда, лежит почти без движения!

Когда такая неутешительная картина вырисовалась в конце прошлого года, Кабинет министров (с подачи МинВОТ) распорядился создать межведомственную комиссию, дабы проанализировать эффективность и целевое использование средств спецфонда областных бюджетов. Комиссия, в которую, кроме специалистов министерств и ведомств, вошли сотрудники Нацполиции и СБУ, работала почти два месяца. Следствием стало назначение аудиторских проверок и ряд уголовных производств, открытых по выявленным фактами завышения стоимости работ и материалов, невыполнения работ, о которых отчитались как о выполненных, а также по признакам должностных преступлений областных и городских чиновников и т.п.

Примечательно, что выводы межведомственной комиссии не афишировались.

Мир дворцам, война хатам?

Знакомство с перечнями объектов в городах и районах, которые предлагали местные власти, но не утвердила, например, Донецкая ОВГА, предложив взамен самые дорогие, выводит на версию, что преимущество предоставлялось крупным, хоти и не критически нужным объектам, на которых можно было бы быстро освоить большую сумму, а возможно, и хорошо заработать.

Напомним, что в Бюджетном кодексе прямо определено, на какие нужды должны тратиться деньги спецфондов: на восстановление социальной и транспортной инфраструктуры, жилого фонда, систем обеспечения жизнедеятельности и социально-экономического развития областей.

Согласитесь, сооружение административного здания в Бахмуте за 37 млн. грн. или капитальный ремонт здания исполкома в Мариуполе за 34,3 млн., так же, как и установление камер видеонаблюдения в Угледаре за 16,6 млн., трудно отнести к таким нуждам. Особенно, если принимать во внимание критическое положение с водоснабжением, обеспечением жильем, предоставлением медицинских услуг (специализированные клиники с оборудованием и врачами остались в оккупированных областных центрах) и тысячи километров разбитых войной дорог и улиц.

Еще труднее понять появление в Перечне такого объекта, как реконструкция физкультурно-оздоровительного комплекса с искусственным льдом в Краматорске за 54 млн. грн. У ледового дворца в Краматорске есть объект-близнец по сумме: копейка в копейку, ровно 54 млн. грн., зарезервировано под строительство бассейна H2O Classic.

Для сравнения: смета так называемой опорной школы составляет 40 млн. грн. Конечно, это чудесно, что у жителей Краматорска будет крутой каток и современный бассейн. Но какая острая необходимость в строительстве таких дорогих объектов в то время, как тысячам людей негде жить?

Сегодня уже очевидно: чтобы "евроремонт" Донбасса состоялся, нужен профессиональный и тотальный общественный контроль, в частности и самих местных громад. Первым шагом к этому должно стать открытие информации обо всех проектах и программах, которые реализуются в Донецкой и Луганской областях, а потому доступ к порталу Министерства по вопросам временно оккупированных территорий должен быть открыт как можно скорее.

Комментарии

Комментариев еще нет. Можете стать первым!