А так как он, блин, повсюду… Хотя об этом потом. Сейчас же уточним, что под головой имеется в виду Сергей Иванович Хортив, или, другими словами, СИХ. Это для краткости, а не в целях оскорбления. И еще, чтобы сразу и потом не спрашивали: все, что написано ниже – не документальное кино. Мы ничего не утверждаем, а просто слушаем рубежан и потом излагаем, убрав крепкие междометия и выражения.
● ● ●
Поначалу у мэра все шло очень даже ничего: дороги, кровли, светофоры и т.д. Народ если и не радовался поголовно, то в большинстве своем хотя бы надеялся и смотрел в завтрашний день. Однако кое-чего не заметил. Депутаты горсовета, люди выборные и облеченные, какими были, такими и остались, где работали, там и продолжают. А вот у головы жизнь крепко изменилась: был безработным – а тут сразу в дамки-козыри. Оклад с премиями и надбавками такой, каких не видывал. Да и что там жалованье, когда перед носом, в пределах хватаемости, стали плавать миллионные средства, а тебе выпало ими распоряжаться. Это ж какой соблазн! Пустите козла в огород или лису в курятник – будут они там соблюдать законодательство?
В нашем случае огородом-искусителем стала децентрализация отопления, затеянная еще в декабре 2017 года по объективным причинам. Потому что в противном случае был бы Рубежному уже минувшей зимой каюк с замерзанием. А получились в итоге косяк с исполнением и бардак с финансированием. Правда, как говорят люди, в этом бардаке мэр с узким кругом близких лиц наловил столько золотых рыбок, что хватит на хрустальный особняк и минимум пять лет общего режима каждому.
Без слез не опишешь. Выделили 16 миллионов из бюджета, определили 1600 самых бедных семей, наряду с установкой газовых котлов было решено внедрять электроотопление, которое дешевле и проще в эксплуатации. На этом благие намерения кончились и начались суровые будни с откровенным кидаловом. Начали с того, что для каждой квартиры «разрабатывали» проект установки отопления, и стоил он 1200 грн. А зачем для каждой, если они в большинстве своем одинаково-стандартные? А затем, что 1600 раз по 1200 – это почти 2 миллиона, пущенных «налево».
Далее. Якобы объявили тендер на приобретение 4305 керамических обогревателей. Из 9 фирм отсекли солидных товаропроизводителей и оптовых продавцов. Из трех финалистов два ООО просили по 3,85 миллиона. Как бы не так! Победителем объявили лицо-предпринимателя Уд. (фамилия сокращена) то ли из Токмака, то ли, наоборот, из Харькова. Чьего-то сына какого-то специального отца. И заломил он безбожную цену в 5,55 миллиона. Однако победил. Вернее, поэтому и победил? Потому что еще 1,7 миллиона разницы можно пустить в графу «лево рубля». В смысле гривны.
Забегая вперед, скажем, что от этого «тендера имени О.Бендера» возник скандал, дошло до прокуратуры, и результаты в итоге отменили. А кому от этого легче, если на календаре уже был август и на носу маячила золотая осень с серебряными заморозками? А тут еще конь не отдыхал. Кинулись покупать напрямую, без тендера – новый облом. Оказалось, что физическое лицо Уд. получило «неуд», т.к. не имело физико-математической способности поставить требуемое количество каминов. У него, вишь, в сарае не хватало для этого ни станков, ни конвейера, ни персонала. Кинулись к другим продавцам. В общем, бюджетные закупки превратились в потешную ярмарку. Да только людям в преддверии зимнего колотуна было не до смеха.
И этот пессимизм оправдался. Работы по децентрализации велись бессистемно, через пень-колоду. А начались с шантажа. Не успевали бабушки-дедушки обрадоваться материальной помощи в размере 10 тыщ на установку отопления, как в дверях возникали гонцы из «Муниципального сервиса» и заставляли подписать договор на ведение работ и на указанную сумму. Мы, мол, все вам сделаем, а вы, будьте добреньки, подпишите еще акт выполненных работ и что претензий не имеете. По-хорошему, дескать, вас просим. Ну и подписывали старики, согреваемые надеждой на грядущее тепло и все остальное хорошее.
А хорошего, как быстро выяснилось, было мало. Полученными от населения методом рэкета средствами городская верхушка, увенчанная звездой по имени Хортив, вертела, как хотела. А мнением людей – на чем хотела. Тот же самый «МуСер» (это тоже сокращение, а не оскорбление) с примкнувшим теплоэнерго вели работы хаотично. В суете. С изяществом кота, упавшего в бассейн. Что-то начнут – и пропадут, что-то привезут – а оно неукомплектованное, нужны сварщики – а пришли электрики. И так далее тому подобное. Мы уже не говорим о такой примитивной руколовкости, как завышение смет и стоимости комплектующих раза в два. Добавим: если бы муниципалам не помогали из чувства долга завод «Заря» и картонно-тарный комбинат, вся эта толока (если не сказать «толкучка») протекала бы еще дольше и печальнее.
А что в итоге? А то: гудок хороший, обещания твердые, отчеты бодрые, а вместо реального продвижения – пшик. К началу зимы 2018/2019 и в разгаре (нашли время…) работ сложилась такая ситуация. Из 1600 заявителей, включенных в реестр на установку индивидуального отопления за счет социальной помощи из городского бюджета, фактически деньги перечислены только 1199 гражданам (общая сумма 11 млн. 265 тыс. грн.). Львиная доля (более 10 млн. грн.) со счетов граждан перенаправлена в адрес КП «Муниципальный сервис». Согласно заключенным договорам, его работники должны были выполнить работы по установке индивидуального отопления в 1073 квартирах рубежан. Но не выполнили: количество полностью готовых к эксплуатации квартир с электроотоплением не превысило 600. А из 248 одиноких граждан, стоящих на учете в терцентре, электропанелями обеспечили только 110. Остальные зимовали при 10 градусах. Только и радости, что со знаком плюс.
На совещании 30 ноября руководитель «Мунсервиса» Подхватилин не сподобился озвучить ни реального количества полностью готовых объектов, ни даже приблизительных сроков завершения работ. Наверное, это был большой секрет для маленькой компании, состоящей из Сергея Ивановича Х. и приближенных, посвященных и прикормленных. Военно-гражданская тайна.
А из открытых сведений г-н Подхватилин огорошил общественность информацией, что денег на счете коммунального предприятия почти не осталось. Приехали. Деньги освоены и рассованы, всем спасибо, можно расходиться. Программа децентрализации была полностью провалена. Конечно, можно было бы подстраховаться и, с учетом чрезывычайного охлаждения, включить отработавшие свое и обреченные, но еще живые котельные. Это стало бы пусть затратным и убыточным, но спасением замерзающих. Однако было поздно: ребята то ли из «сервиса», то ли из «энерго» уже вырезали в многоэтажках стояки с батареями и переместили их с концами в неизвестном направлении.
Тут надо бы добавить. Оказывается, еще до начала военных действий на Донбассе была разработана программа децентрализации отопления на 2012-2017 г.г. В ней было предусмотрено финансирование на установку индивидуального отопления по схеме 60% – дотация из бюджета, 40% – деньги граждан. И под это поступили деньги в областной бюджет. Более того – тогдашний народный депутат от Рубежного Иоффе договорился с тогдашним же губернатором Гарбузом о выделении городу чуть ли не 30 миллионов. Однако наш гордый СИХ, банкуя с 2015 года, на это не пошел. И дело, скорее, не в гордости, а в том, что губер строгий, а нардеп вредный – спросят за каждую потраченную гривну. А при таком раскладе и «откаты» не прокатят, и в смету дрожжей не бросишь. Никакого личного интересу, а обчественный нам без надобностев.
● ● ●
С отоплением социальных объектов случилось не менее горькое фиаско. Хотя, скорее, лукавое. Планировали построить специальные экономичные модульные котельные. Нашлись и инвесторы – в количестве до десятка. И тут горвласть начала петлять и путать следы. Одной фирме отказали, другую отодвинули, третьей ничего не гарантировали. А подружились с какой-то мутной, под названием «Прайд». Интересное, кстати, слово. У львов оно обозначает семейную стаю. У людей – акцию лиц однополого притяжения и примкнувших к ним бисексуалов и трансгендеров. Не знаем, в каком значении основатели «Прайда» назвали свою контору. Надеемся, в хорошем смысле этого слова.
Не в том дело. Просто, похоже, эта стая не львов была «нужной» мэру и К°. То есть умеющей дружить, делиться и откатывать. Почему народ так подумал? Потому что умеет соображать. Допустим, бюджетное учреждение имеет площадь 2000 м2. Котел для его отопления обойдется тысяч в 80. Да хотя бы и в 100 или в 120. Ну, два котла купи, если площадь больше. Устанавливай – и зимуй, сколько надо. Ан нет. Этот левый «Прайд» (не имеющий, как говорят, допуска к отопительному делу) водрузил два котла образца англо-бурской войны в больнице и техникуме. Топили их срубленным в округе сухостоем, а из городского бюджета оплачивали через коммунальное предприятие как за сжигание весьма дорогого природного газа.
Спрашивается в задаче: куда в таких схемах девают разницу? Можно не отвечать: мы догадываемся, чьи личные карманы имеются в виду. Но имел место и другой финт: поскольку хворающие и учащиеся все равно мерзли, пришлось подключать на отопление бюджетной сферы городские котельные «Теплоэнерго» и отваливать ежемесячно по 7 (семь) миллионов из нашей общей казны за газ. Теперь сравните эту сумму со стоимостью экономичного мини-котла в школу за 100 тысяч. Да хоть за 120. Есть разница?
Но и это еще не все. Поскольку люди в учреждениях и после этого все равно ощущали прохладу, напрашивалось подозрение, что оплаченный и потребленный объемы газа все-таки отличаются. Достаточно простой манипуляции со счетчиком гигакалорий – и … Куда девается разница в таких схемах – см. выше. И кто наш всеобщий голова после этого? Жулик? Люди склоняются к тому, что да. Потому что Голова в шоколаде, а у населения – головная боль. Тем более, что модульные котельные так и остались на бумаге. Это еще один провал, и не хуже, чем у Штирлица. Который, правда, жил на одну зарплату.
● ● ●
Когда у чиновника типа мэра есть личная заинтересованность в рамках общественной работы, непременно страдает справедливость. И, как следствие, возникают конфликты. Один из них вот уже скоро год тлеет и вспыхивает между первым городским лицом и предпринимателями. Последние хотят немного: всего лишь взять в аренду участки земли на городском рынке под своими торговыми местами и платить за это в местный бюджет. Логично и ненаказуемо. Тем более, что прецедент уже есть – шестнадцати рыночникам горсовет ранее такую услугу оказал. А теперь и остальным отказывает. Причем депутаты не против, но отстреливаются до последнего и придираются к мелочам вплоть до запятых не они, а юротдел и отдел землеустройства, подведомственные горголове. И блокируют даже само обсуждение, так что до решений дело не доходит.
На вопрос «почему?» легче ответить органам, чем общественности. Поговаривают только, что у мэра сложились трепетно-хозрасчетные отношения с руководством облпотребсоюза, в системе которого действует рынок. В итоге его администрация дерет с предпринимателей несколько шкур за аренду и услуги. Те вынуждены закладывать эти поборы в цену своих товаров, а платим в конечном итоге мы. Получается, мы не только платим мэру оклад из своих налогов, но и обеспечиваем ему надбавку, о которой не ведает налоговая?
Похоже, не только мэру. Директором рынка назначен г-н Головненко, человек с непогашенной судимостью. Выходец из Рубежного и сюда же возвращенец. В свое время высоко взлетел на госслужбе, но низко пал, попавшись на получении взятки. Сейчас вот на легком труде. Вроде бы в месяц на рынке собирают 3 миллиона. Говорят, в горбюджет из них попадает «аж» 74 тысячи, мэру – «всего» 500 тысяч, остальное делится по цепочке с учетом коэффициента трудового участия. Мы этого не видели, свидетелями не были, а вот понятыми бы – с удовольствием. Однако же инсайд в мешке не утаишь, и он периодически циркулирует по устам и соцсетям.
Кстати, по требованию все того же дотошного нардепа Иоффе городской совет не единожды создавал депутатские комиссии – и по децентрализации отопления, и по аренде земли. И всякий раз Хортив накладывал вето на эти решения. Возникает вопрос: если твоя совесть чиста, как слеза комсомолки, – чего боишься? Напрашивается и ответ: значит, есть чего.
● ● ●
Однако и это еще не все, о чем болит голова у рубежан с легкой левой руки городского головы. Следующая сфера, которую он уверенно ведет в тупик – водоснабжение и водоотведение. И если в развале канализации сказались, похоже, его некомпетентность и легкомыслие («авось пронесет»), то в пересыхании воды в кранах – упрямство и амбиции, граничащие с самодурством. По принципу «пусть будет хуже, зато так, как Я повелел». А стало не хуже, а совсем хреново.
Накопились миллионные долги водоканала перед энергетиками. Те периодически об этом напоминали, пока долговой фурункул к августу этого года не созрел окончательно. Запахло отключением насосов, и вопрос поставили на очередной сессии горсовета 7 августа. И тут мэр продемонстрировал не столько хозяйский подход, сколько уход: взял и ушел в разгар дебатов. Что-то не понравилось их сиятельству, и они убыли, плюнув на кворум и поиски решения. Но у депутатов совесть была, и они приняли решение погасить долг. Голова же ударился в амбицию и запретил его публиковать, равно как отказался подписывать. Главной целью его последующих маневров было не решение проблемы, а оседлание депутатского корпуса. Будь по-моему, а там хоть трава не расти и вода не лейся!
У юриспруденции есть свое определение таким действиям Хортива. В Едином реестре досудебных расследований зарегистрировано два производства от 7 и 13 августа. В них идет речь о фактах препятствования городским головой деятельности депутатов горсовета, срыва сессий горсовета и блокирования системы голосования «Рада». Кстати, ранее народный депутат Иоффе, к которому обращались возмущенные рубежане, писал запросы в областную прокуратуру и министру внутренних дел Авакову с просьбой дать правовую оценку действиям мэра и должностных лиц городской власти по децентрализации отопления и аренде земли. Прокурор ответил, что возбуждены уголовные дела, но движения по ним пока не видно.
Почему? Ну, в СМИ пишут, что такие дела можно «уладить» или затянуть. Вроде бы нужны деньги, и немалые, больше зарплаты, например, мэра. А где их взять, если жалованья не хватает? Говорят, можно отпилить от бюджета, другого наука пока не придумала. На чем отпилить? Да на той же децентрализации, господи! Или на аренде земли. Или на тендере, ремонте и т.д. Что вы, дети – такие вопросы задавать? Правда, о том, почему буксует расследование в данном случае, мы не ведаем. Так, догадываемся…
В общем, «водные процедуры» имени Хортива здорово смахивали на шантаж. Причем объектом его стали депутаты, а заложниками – все мы, жители Рубежного. Не верите? Обоснуем. «Энера Схид» уведомила горводоканал об остановке электропитания с 14 августа. Собралось срочное заседание комиссии по чрезвычайным ситуациям, на котором энергетики, понимая положение, не стали настаивать на отключении. Но чьи-то чуткие уши услышали, как потом, за закрытыми дверями, до боли знакомым голосом было произнесено: «Отключайте! Пусть город побудет без воды, а я их додавлю!». Кого «их»? Ну, видимо, депутатов. А заодно и нас. Черт с ними, с людишками – небось потерпят. Зато я докажу, кто в городе царь и босс.
Как мы знаем, насосы 14-го таки отключили. Город в жару начал быстро засыхать и пачкаться. Напряжение в обществе и напор в кранах подскочили в противоположных направлениях. В этой наэлектризованной атмосфере собралась внеочередная сессия 15 августа. Она могла закончиться через 10 минут, если бы Хортив подписал принятое неделей раньше решение о погашении долга энергетикам. Как заверил прибывший на сессию глава ЛОВГА В. Комарницкий, вода из наших кранов пошла бы уже через полчаса после достигнутого в зале консенсуса. Но у мэра цель, как мы помним, была иной – «додавить». И потому он навязал сессии дискуссию на три с лишним часа. А солнце тем временем припекало.
Итог мы знаем. Депутаты пошли на компромисс, единогласно проголосовав за прежнее, измененное и дополненное решение, оформив его как вердикт внеочередной, 91-й сессии. Вода в городе появилась к вечеру, а горожане, облегченно вздохнув, включились в дискуссию на тему, кто выиграл – горголова или депкорпус.
Тут не о чем спорить, ведь на самом деле выиграли мы, вернувшись к нормальному образу жизни. И вышло так потому, что коллективный депутатский разум в наших интересах пошел на компромисс с воспаленной мэрской гордыней. Умному (и не только) должно быть понятно, что именно она оставляет нас без отопления в мороз и без воды в жару. Похоже, высокая должность и плеск денежных потоков сыграли с головой злую шутку. Все помыслы бывшего педагога и честного человека свелись, похоже, к тому, чтобы любой ценой сохранить мэрский трон под собственной…Ну, вы знаете. Вы же эту цену и платите три с лишним года.
● ● ●
И, наверное, последнее. В этих заметках нет никакой политической подоплеки. Хотя и на этом поприще наш мэр вилял по жизни, как заяц на охоте, сверяя курс носа с направлением властного ветра. Искренне служил святой, непорочной и равноапостольной Юлии Т., потом подался к регионалам. Ушел и оттуда. Когда уволили с должности директора колледжа, прибежал под защиту Оппоблока, и тот поддержал его на выборах. Победив, «прозрел»: заметил, что рейтинг Тимошенко высок, и она реально претендует на президентство. Моментально подружился с «Батькивщиной» и Романовским, ее местным пророком в Рубежном.
9 Мая этого года народ наблюдал новый поворот головы. Упросив главу обладминистрации, назначенного Порошенко, провести областной торжественный митинг в Рубежном, Хортив обставил это дело, как перекличку в концлагере. Никогда такого не было: ограда, рамки-металлоискатели, какие-то охранники и чуть ли не снайпера на крышах. Не дал выступить помощнику действующего народного депутата, зато предоставил слово подручному нардепа Шахова от Станичнолуганского избирательного округа. А в настоящее время Хортив «полюбил» Зеленского, когда того избрали президентом. Надо понимать, если бы фамилия главы государства была Краснянский, то наш мэр пошел бы под «красные» знамена.
Хотя желательнее, чтобы пошел в отставку. Всем будет лучше, кроме одного человека. Жаль, что он этого не понимает, но в наших силах ему помочь. А заодно и себе. Потому что в народе правильно говорят: «Никакого кризиса нет, они просто тырят наши деньги». А кошка в курсе, чье мясо съела.
Н. ПЕТРЕНКО